Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.10.2019, 14:47

Дуниловская школа

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

История села Дунилово
I. Введение
Актуальность.
С веками и десятилетиями жизнь ярославских малозаметных сельских поселений, как и сама история трудовых, духовных и военных подвигов их обитателей, уходит в небытие, подвергается обыкновенному забвению. И когда история скрывается в глубине веков, в необнаруженных и непрочитанных летописях, в заваленных архивах и музеях, то наступают времена беспамятства, и в стране рождаются поколения «иванов, не помнящих родства».
 История России складывается из истории сёл и деревень.
Славен был трудовой, боевой и духовный путь моих односельчан и от их деятельности величественнее становилась история России. Мы знаем, что главной проблемой нашего исторического периода – периода безвременья, раскола общества и переоценки ценностей является нарушение связей поколений, что вызывает сильную озабоченность и тревогу. Мы уверенны, что русскому человеку необходим духовный опыт наших предков, который может стать надёжным фундаментом, скрепляющим и указывающим верный путь в выборе будущего. Основными целями работы являются: · Изучение истории нашей малой Родины. · Знакомство с традициями, трудовыми отношениями, ремёслами и промыслами наших предков.
Объект работы – село Дунилово.
Предмет исследования – Село Дунилово со второй половины XI века по настоящее время.
Задачи:
· Открыть исторические имена, даты, события нашего села;
· Проследить связь времён и поколений;
· Воскресить забытые исторические страницы.
Методы исследования.
· Интервью со старожилами села;
· Изучение архивных документов;
· Получение и обработка информации из научно-исторической литературы и Интернет-источников с сайта Bolshoe Selo.ru;
· Для обобщения итогов исследования мы использовали компьютерные технологии.
С помощью программы Power Point методом презентации мы наглядно представили собранный материал. Этапы исследования:
 · Первый этап. Постановка целей и задач по проблеме исследования. Уточнение границ предмета исследования. Выбор методов исследования.
· Второй этап. Знакомство и посещение дуниловских жителей с целью взять у них интервью о прошлой жизни села.
· Третий этап. Использование Интернет-ресурсов для ознакомления с историковедческими источниками информации, в которых отображена жизнь дуниловцев.
 · Четвертый этап. Экскурсия по улицам села и его окрестностям. Фотосъёмка.
· Пятый этап. Оформление результатов исследования. Презентационная деятельность членов краеведческого кружка. Выступление на районной краеведческой конференции.
· Шестой этап. Подведение итогов: формулировка выводов, определение перспектив работы.
 
II. Основная часть
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
 
Посёлок Дунилово, расположенный в 3 км северо-западнее Большого села был основан на месте маленькой деревеньки с одноимённым названием. Когда появились здесь первые поселенцы, сказать трудно. Земли принадлежали Ростово-Суздальским князьям. В XI веке этот глухой край стал оплотом и убежищем гонимого язычества. В XIII – XIV веках земли принадлежали ярославским удельным князьям. Позднее – их потомкам, князьям Бельским и Юхотским, служившим у великих московских князей. В народной памяти до настоящего времени сохранились названия: «бельщина», «юхотчина», «монастырщина» и другие. По преданиям поселение Дунилово было образовано беглыми московскими старообрядцами. Деревни располагались на небольших участках земли, возвышавшихся над болотом. Площадь болота более двух тысяч гектар. В центре озеро, площадью около 4-х км2. Когда-то оно было окружено сосновым лесом и особенно было красиво весной и летом. В озере водились караси и щуки, вероятно разведённые старообрядцами. На озере во время перелётов отдыхали лебеди, гагары. Гнездилось много уток, чаек, журавлей, тетеревов, куликов. Болото богато растительностью: белым мхом, пушицей, багульником и др., ягодами: морошкой, клюквой, гонобоблем, брусникой. В окружающих болото лесах обитало много дичи и в изобилии росли разные грибы. Но почвы кислые, требовали много удобрений. Общины старообрядцев жили дружно, отличались трудолюбием. Многие из них имели опыт и знания в ведении хозяйства и промыслах. Сначала велось подсечное хлебопашество. Сеяли рожь, лён, сажали репу. Урожаи собирали высокие. С периода подсечного земледелия появились названия «осек», «палы», «жарки», «гари». Через 3-4 года площади бросали, они зарастали травой, потом лесом и назывались «кулигами». На кулигах росли хорошие травы. Земли, занятые старообрядцами, входили в вотчину князей Бельских. Николо-Курбицкая волость простиралась от с. Сельцо, д. Горки, Борисово, включая весь Чудиновский с/совет. Дунилово находилось ближе к центру этой волости и скорее всего представляло собой раскольничий скит. Здесь располагалась молельня, были построены кельи для одиноких и престарелых людей. Эти кельи строились в один ряд по дороге к деревне Бедрино. Службы в молельном доме вёл старейшина или настоятель. На службе собирались жители из других деревень. Ходить через болото и лес было опасно. Для проезда делались дороги или валы: Семёнковский вал (до деревни Семёнково), Бедринский (5 км), Чумжинский (1 км), Никольский (1,5 км), Деревенский (5 км). Валами соединялись деревни Семёнково и Липовики, Чумжино и Анкудимово. В зимнее время через болото прокладывались дороги-зимняки. В морозный день собирались мужики из 2-3 деревень и шли широкой тропой человек по 6 в ряд. Снег утаптывали плотно; пропитанный снег болотной влагой через 2-3 дня промерзал. По такому зимняку ездили на лошадях. Валы строили вручную лопатами. Это была большая и трудоёмкая работа. Предание утверждает, что некоторые валы строили пленные шведы и старообрядцы за «грехи». В полях и на выгонах рылись пруды для водопоя и на случай пожара. В прудах разводили карасей. Один из таких прудов назывался «Акулинин прудок». Копала его за грехи старообрядка Акулина. Старообрядческие кладбища располагались в разных местах. Одно возле деревни Власово в Чудиновском с/совете, другое за д. Горки и называлось Бурцево. До недавнего времени там ещё стояли красивые мраморные памятники. В царствование Екатерины II вотчина князя Бельского была пожалована графу Григорию Орлову. В 1832 году Николо-Курбицкая волость была разделена на Никольскую и Чудиновскую. Никольская волость была сравнительно небольшая и насчитывала 40 деревень. Графиня Орлова-Чесменская в начале XIX века начала продавать крепостных крестьян на вывоз. Это волновало жителей деревень. Они стремились освободиться от крепостного права и выкупиться. Цены выкупов были значительными. Зажиточные крестьяне помогали выкупиться бедным, предоставляли им деньги в рассрочку. Крестьяне Никольской и Чудиновской волостей освободились с помощью выкупов от крепостного права к 1830 году [1]. На начало XX века в деревне Дунилово проживали 10 семей. Со времён Петра I они применяли трёхпольный севооборот. Сеяли лён, рожь и овёс. Занимались также животноводством, разводили пчёл. Среди Дуниловских купцов было довольно много грамотных, хорошо разбиравшихся в пчеловодстве и сельском хозяйстве. Наиболее старинными фамилиями были Ягузинские, Ершовы, Семёновы, Маревы, Кирьяновы, Сидневы, Гузановы, Сараевы, Карповы. Позднее стали жить купцы Власовы (см.Приложение 2). Сейчас их потомки живут в Москве, это Честновы Александр и Галина – дети нашего учителя Честновой Таисии Никитичны. А так же семьи Кононовых, Гурянициных, Ястребковых [2]. Ещё со времён Петра I среди крестьян было распространено отходничество. Оно объяснялось ростом крестьянских семей, увеличением расходов на уплату выкупов и податей. Отходники из Дунилова и других деревень чаще всего уходили в Петербург. Распространена была вербовка мальчиков, которые работали при лавках Питерских купцов. Сначала они разносили товар на дом, помогали приказчикам, продавцам, были в услужении у хозяина, потом сами становились приказчиками и продавцами. Самые умелые и проворные осваивали различные профессии, копили средства и покупали маленькие лавочки. Из Дуниловских жителей, кроме продавцов и приказчиков, в начале XX века были один электрик, один шорник (это специалист по изготовлению сбруи, в те времена быть шорником – почётное дело), два кассира, учитель, фельдшер и водолаз[2]. Крестьянские дети учились в Никольской и Большесельской школах. Мальчики учились дольше, так как в городе требовались грамотные люди. Они заканчивали 3-4 класса, а большинство девочек училось 1-2 года. Их рано приучали к крестьянскому труду, учили прясть и ткать, ухаживать за животными. Молодёжь отдыхала весело. Собирались на беседы, танцевали под гармошку и пели песни. Широко были распространены весёлые плясовые кадрили. Для кадрили пели песни:
Шумит и метёт, с шумом дождик идёт.
Шумит и метёт, с шумом дождик идёт.
Сомневалась хороша, кто до дому доведёт?
Сомневалась хороша, кто до дому доведёт?
 Не прошу я вас о том, что ведёте меня в дом.
Не прошу я вас о том, что ведёте меня в дом.
 Своего папашу знаю: будет бить меня кнутом.
Я косила у сарая по росе,
Дружка видела с сестрой на полосе.
Я увидела сестру по казану,
А милого по замашечке
В кошемировой рубашечке.
Кошемирова рубашка под ремень;
 Проводи, милой, до дома.
Неужели тебе лень?
 
Из воспоминаний жителя деревни Дунилово Тряпицина Василия Ивановича (интервью летом 2002 года): «В сентябре 1917 года я пошёл в первый класс земской школы. Было мне тогда 8 лет. Из деревни Дунилово в школу ходило 7 человек. Школа располагалась в Большом селе. В 1917 году нас учили по старой программе, в которой среди изучаемых предметов был «Закон Божий». Обучение начиналось каждое утро с молитвы. В 1918 году изучение Закона Божьего отменили, из класса вынесли икону и портрет царя. Земскую школу объединили с церковно-приходской, что была в селе Авдотьино. Школа второй ступени была открыта в Большом селе в 1915 году. В первые годы после революции на площади в Большом селе проходили митинги. Из Углича приезжали комиссары. На них была военная форма с красными галифе. Они произносили речи. Мне запомнились отдельные фразы и слова: «Да здравствует Ленин!», «Земля крестьянам!» В Деревне Дунилово тоже часто проводились собрания. Населению говорили, что надо голосовать за большевиков. В ноябре 1918 года в Никольской волости была установлена Советская власть. В 1920 году в Большом селе останавливалась проездом артиллерийская батарея из трёх пушек. Она ехала из Углича в Ярославль. Они были в шлемах и длинных шинелях с чёрными петлицами». [2] Дуниловцы участвовали в войнах 1905 и 1914 годов. В 1922-23 годах закончилась Гражданская война. Мужчины вернулись с фронтов и занялись мирным трудом. Сельское хозяйство стало быстро развиваться. Была отменена продразвёрстка, введён твёрдый продналог. Через два-три года крестьяне сдавали много продуктов сельского хозяйства. Среди Дуниловских крестьян многие хорошо разбирались в агрономической науке, были довольно грамотными. На полях они ввели многопольный севооборот, с посевом клевера и корнеплодов. Сельскохозяйственные машины имели Власовы, Гузановы. В 1922 году в деревне впервые был сделан и поставлен детекторный радиоприёмник с наушниками. Сделал его Евгений Дмитриевич Гузанов. Все жители деревни собирались в доме Гузановых, чтобы по очереди слушать Москву [4]. Постройки старого Дунилова были интересными. Стояли большие двухэтажные дома из кондового леса. Эти деревья отличались особыми ценными свойствами древесины (прочность, плотность, отсутствие сучков), имели большую сердцевину, брёвна из него были ровными и смолистыми. Лес для домов перевозили с реки Волги из-под Мышкина. Дом Ягузинских, по рассказам дедов, был в два этажа и имел по лицу 32 окна. Старое Дунилово сгорело примерно в 1872 году. После пожара осталось только два старых дома: Дом Карповых (бывшая контора), да дом, где жили Жигины (см.Приложение 2). Ершов дом перенесён после пожара. О возникновении пожара рассказывали так: «Сосед Василия Ивановича Ершова хотел выдать свою дочь за него замуж. Однако Василий Иванович взял себе невесту из деревни Роща. Будучи пьяным сосед в день свадьбы поджег дом Ершовых. Так как на свадьбе гуляла почти вся деревня и все были пьяны, то сгорели все дома кроме 2 домов, да сараев». После пожара в 1873 году Дунилово отстроилось вновь (см.Приложение 2). Дома строила артель плотников-костромичей из Галичского уезда. Построены ими дома и сейчас стоят на Советской улице. [3] Лет 250 назад богатый крестьянин Щелапин из села Сельцо построил на реке Курбице водяную мельницу между Сельцом и Горками. Воды в Курбице оказалось мало, чтобы вращать тяжелое мельничное колесо. Предприимчивый Щелапин нанимает рабочих и прорывает канаву протяженностью в 5 км до Дуниловского озера. Несколько лет работала мельница, но озеро стало мелеть. Мельницу пришлось остановить. Обмелевшее озеро наполовину заросло камышом и осокой. [7] Животноводство. Лошади, коровы, овцы были в каждом доме. Кормами все животные обеспечивались полностью. Весной перед выгоном скота деревня нанимала пастуха. До революции рядились в пастухи мальчики-подростки 13-15 лет из Тверской губернии. Кормили их по очереди. После революции в пастухи нанимались свои деревенские. Лошадей не пасли, они обычно гуляли по деревне, реже паслись на парах в поле. В деревне было 8-10 лошадей и иногда 3-4 головы двухлеток. [2] Сенокос и уборка урожая. Перед сенокосом собирались деревенские собрания и договаривались о начале сенокоса. Начинали косить огуменники за неделю до Петрова дня (с 1 июля по новому стилю). Потом шли обкашивать ржаное поле, косили заполоски, то есть непаханые концы полос. Окашивали дороги и другие неудобицы. Сено всегда старались убрать хорошим, душистым. Клевер сушили на вешелах. Убрав полевое сено, переходили в луга. Участки делили под «кол», замеряли колом (примерно по 2 м по наделанной земле). Луга с восточной стороны за лесом называли «Алешино», «Остожье», «Бараниха». Здесь луга были плохие, трава малосъедобная. Управлялись на лугах за 2-3 росы. Дуниловцы косили все дружно и заканчивали сенокос за 14-15 дней. Накашивали кормов достаточное количество. Продукты животноводства сдавали в кооперацию, в магазины Большого села или села Никольского. Скот продавали на базаре. [5] Коллективизация. В начале 30-х годов XX века началась коллективизация. Организовался колхоз из деревней: Совкино, Шамнино, Деревни, Русиново, Борисово и Дунилово. Первым председателем к-за «Красный Пахарь» был Иван Васильевич Рыжов. Представитель сельского совета объяснял о пользе и необходимости коллективного труда, о ходе коллективизации в стране. Граждане сидели, насупившись, молчали, потом говорили: «Подумаем». Дома в каждой семье горячо обсуждался вопрос: «Как будем жить? Хуже или лучше?» Многие плакали. Жалко было расставаться с коровами, плугами, лошадьми. В семье оставляли одну корову и овец. Особых угроз не было, но говорили, что кто не вступит в колхоз, будет обложен твердым налогом, а земля будет нарезана далеко в поле. И стала деревня Дунилово 5-ой бригадой колхоза. Началась утечка народа из деревни в города. Переселялись семьями, уходили одиночками, теряли связь с деревней и землей. В колхозе оставались отцы и матери, девушки и изредка сыновья. Первые годы в колхозе работали хорошо. Урожаи были высокие. Собирали их дружно и вовремя. Так продолжалось до 1940 года. [2] Торфопредприятие. В начале 30-х годов на Дуниловском болоте начались геологоразведочные работы, а с 1932 года частичное осушение болота. Началась раскорчевка леса. Стал сроиться поселок, но через 2-3 года все работы были приостановлены и законсервированы. Вновь работы были начаты в 1940 году. Колхозникам деревни Дунилово было предложено перейти в рабочие торфопредприятия или остаться в колхозе и переехать в другую деревню. Многие согласились перейти на торфопредприятие. Оно начало свою деятельность с 1941 года. Все колхозные постройки: сараи, склады были переданы или проданы торфопредприятию, а бывшие колхозники приобрели новые профессии. Из Ленинградской области были завезены гидрокраны для размывки залежей торфа с последующим разливом и сушкой кускового торфа. Первым директором торфопредприятия был Крезов Федор Михайлович. Одновременно с разработкой болота строился поселок. В 1942 году в Дунилове была открыта начальная школа (см.Приложение 2). В 1950 году образуется поселковый совет. Первым председателем поселкового совета избирается Слепакова Антонина Сергеевна. В совете работает 25 депутатов. Был построен кирпичный завод, баня, клуб на 300 мест, механические мастерские. В 1952 году была построена 7-ми летняя школа. В 1945 году заканчивается строительство железной дороги от поселка Варегово до Дунилова, и от поселка Дунилово до деревни Оликово и второго участка. (см.Приложение 2) С развитием торфопредприятия требовалось большое кол-во рабочей силы. Обычно использовались сезонные рабочие. Мужчины работали на разливе залежей торфа в карьерах, а на сушке работали девушки и женщины. Сезонные рабочие – девушки были навербованы из Орловской, Тамбовской и Могилёвской областей, Татарской и Мордовской автономных республик, Белорусской СССР. Они оставались работать до освобождения своих районов от фашистов. Работавшие мужчины сразу же были мобилизованы в армию. Требовалось много торфа для электростанций. Ушедших мужчин заменяли женщины. [6] Крымова Лидия Ивановна, 19 февраля 2010 года ей исполнилось 91 год. По годам она старенькая, но очень жизнелюбивая. С ней интересно общаться и детям, и молодым, и пожилым. Её в посёлке все уважают и называют Бабушкой, даже приглашают на праздники в детский сад. По рассказу Крымовой Лидии Ивановны: из Волгодонска, где раньше проживала, она была вынуждена уехать 3 января 1943 года к матери в деревню Кузьминское Большесельского района. Начала работать на Дуниловском торфопредприятии экономистом. В 23 года она была уже членом КПСС, членом партийного комитета. Выпускала газету «За гидроторф». Ходила по торфяным полям в бригады (по 40 человек), собирала материал для газеты. Сама набирала текст, верстала к печати. После разрешения заведующего партийным кабинетом: «Разрешаю в свет», тиражировала газету (прошла курсы наборщиц). В Дунилове была своя редакция. Была агитатором, ходила по деревням и осуществляла «Заём» - сбор денег или государственных бумаг (облигации внутреннего займа) «Всё для фронта, всё для победы». Собирали тёплые вещи для бойцов и отправляли их на фронт. Агитировала личным примером: «Подписыва­юсь на всю месячную заработную плату», а прожить этот месяц с дочкой помогали родственники. 1945 год – ПОБЕДА! Весь народ ликовал и плакал. Всю свою жизнь Лидия Ивановна была лидером: на субботниках, соревнованиях санитарных дружин, в местной художественной самодеятельности. Продолжала работать агитатором среди населения, работала в колхозах во время уборки урожая. Всегда активная, трудолюбивая, весёлая, любит во всём порядок. В 1961году проводится реорганизация предприятия. Оно объединяется с Вареговским торфопредприятием. Прекращается завоз сезонных рабочих. Торфопредприятие переходит на фрезерную добычу, как более прогрессивную. Участок по добыче торфа был ликвидирован в 1970 году. После ликвидации велась добыча торфа на удобрение колхозных полей. За год добывалось 40 тонн торфа. С 90-х годов дуниловский торф не используется. Ранее осушенные торфяные болота постепенно заболачиваются. Большие площади полей переданы лесничеству и засажены сосной и елью. Посадки из-за кислых почв развиваются плохо. На старых торфяниках хорошо растут осина и берёза. Большой экономический урон наносят природе пожары. Большой верховой пожар на Дуниловском болоте был 1935 году. Он опалил весь массив площадью свыше 3 тыс. гектаров. После осушения болота пожары были глубинными. Огромный пожар возник в засушливое лето 1972 года. Лесной пожар перекинулся на сухие торфяные поля. Горели бровки канав, загорались штабеля заготовленного торфа. На тушение пожара было мобилизовано всё население посёлка, оказывали помощь организации и предприятия других населённых пунктов. Торф был спасён. С 1970 года в посёлке Дунилово базировалась Большесельская передвижная механизированная колонна №1, которая занималась мелиоративными работами на территории Большесельского района. Постоянного населения в посёлке насчитывалось около 700 человек. Функционировали: отделение связи, филиал сбербанка (сберкасса), библиотека, дом культуры, школа, детский сад, сеть магазинов, столовая. В настоящее время прекратили свою деятельность ПМК 1, столовая, детские ясли.
 
III. Заключение
В настоящее время в селе Дунилово, как и во многих отдалённых уголках России, государственные предприятия изжили себя, а частные только начинают своё развитие. Развивается первичный сектор экономики (переработка древесины) и сфера торговли. Рабочих мест мало, и жители нашего села используют дары природы, как делали это предки (собирают ягоды, грибы, лекарственные растения, занимаются охотой и рыболовством), что даёт им немалый доход. Как и раньше было распространено отходничество, так и сейчас местные жители уезжают на заработки в города. Связующим звеном жизни села является школа и клуб, которые в своей работе объединяют народные традиции и современность. Девиз изучения исторического и культурного наследия в деятельности этих структур звучит так: «Как не любить нам эту землю!». И своеобразной «стартовой площадкой» для формирования исторического сознания является изучение истории родного края. Именно через восприятие локальной истории происходит освоение мирового и национального исторического опыта, знакомство с местными культурными и общественными традициями, что способствует нравственному развитию личности, сохранению общечеловеческих ценностей, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов и умений действовать на благо общества. Формирование полноценной человеческой личности невозможно без усвоения опыта предшествующих поколений. Передача этого опыта способствует воспроизводству общественных отношений и формированию самосознания человека как гражданина своей страны. Одним из ключевых каналов, способствующих накоплению и трансляции этого опыта является историческое сознание, под которым понимается «все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее – в которых общество воспроизводит своё движение во времени».
 
IV. Результативность и перспективы работы
1. Прошло время, и мы ощутили, что встреча с историческим прошлым нашего села обернулась для нас чем-то важным. Трудно было объяснить, в чём состоит прелесть типично деревенской улицы – небольшой домик, пруд, несколько деревьев… После знакомства со старожилами села мы стали замечать, что от этого общения – простого, незамысловатого исходит непреодолимое притяжение. Неторопливая февральская прогулка по улицам села с частыми остановками дала нам возможность глубоко почувствовать историческую значимость нашего села. Не удержались от соблазна сделать несколько снимков. Фотография учит смотреть, наблюдать, видеть окружающий мир. Под впечатлением этой прогулки появился фотовернисаж. (см.Приложение1)
2. Собранный нами материал будет представлен на районную краеведческую конференцию-2010.
3. Презентация «Здесь Родины моей начало» используется учителями на уроках краеведения, на классных часах. (см. Приложение)
4. В следующем учебном году мы планируем расширить рамки объекта исследования. Во время прогулок на наличниках наших старых домов мы увидели причудливые рисунки и хотели бы узнать, что они обозначают?
 
 V. Использованная литература
 2. В.И. Тряпицын Воспоминания /История посёлка Дунилова/
 3. Л.Г. Гузанов Большое село.
4. Летопись Ярославских сёл и деревень/Сост. А.Н. Грешневиков. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2004.
5. Сборник исследовательских материалов по Юхотскому краю/Автор: Л.Г. Гузанов. Ярославский областной Дом народного творчества. – Ярославль, 2000.
6. Школьный фотоархив
7. Юхотский край. Информационный краеведческий сборник/Сост.: А.Н. Левашова, В. И. Барашкова. – с. Большое Село, Центральная библиотека, 2008.
Категория: Мои статьи | Добавил: schooldun (23.05.2011)
Просмотров: 4185 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Создать бесплатный сайт с uCoz