Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.01.2020, 02:21

Дуниловская школа

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе
[ Скачать с сервера (142.5 Kb) ] 07.06.2011, 12:14
Сельская школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью педагогических условий, проблем, способов их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих сёлах школа стала малочисленной. Каким же должно быть содержание обучения в сельской малочисленной школе? Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в специфических условиях класса малой наполняемости, без учёта которых этот процесс будет малоэффективным? Какой должна быть организация учебных занятий, форм и видов деятельности учащихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в условиях сельской малочисленной школы: формирование личности ученика, общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения, способности адаптироваться при необходимости к условиям "большого" коллектива? Поисками ответов на эти и другие вопросы, связанные с деятельностью СМШ, и занимаются в настоящее время ученые и учителя-практики. На организацию учебного процесса в малочисленной школе влияет её социальное окружение. Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, природы необходимо учитывать при организации учебного процесса. При организации обучения необходимо учитывать те проблемы, которые выявлены в процессе изучения состояния педагогического процесса сельских малочисленных школ: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и предприимчивости, неумение быстро адаптироваться в новых условиях. Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и создаёт определённые проблемы для учителя и ребёнка. Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является организация занятий с разновозрастной группой детей. В зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия возможно объединение от двух классов и более. Разновозрастная группа – это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей или интересов. Возраст определяется не только датой рождения. Возраст имеет также психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными. В этой связи любой класс школы можно рассматривать как разновозрастную группу, в которой дети одного года рождения отличаются физическим, психическим, интеллектуальным уровнем развития, а значит, должны обучаться по разным индивидуальным образовательным программам. Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает, если обеспечивается взаимодействие, общение учащихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности ребенка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения [2 с.232]. Цель исследования данной работы – выявить и обосновать организационно-педагогические условия для повышения эффективности процесса обучения в малочисленной сельской школе на уроках агротехнологии. Объект исследования — процесс обучения в малочисленной сельской школе. Предмет исследования – организационно-педагогические условия эффективности процесса обучения технологии в малочисленной сельской школе. Объект, предмет, цель определили следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть состояние эффективности процесса обучения в условиях малочисленной сельской школы; проанализировать исследования проблемы. 2. Разработать и обосновать модель процесса обучения в малочисленной сельской школе. 3. Разработать методические рекомендации для повышения эффективного изучения агротехнологии в школе. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ и обобщение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Глава I. Теоретические основы организации занятий для учащихся разновозрастных групп сельской школы 1.1. Принципы организации занятий в разновозрастных группах 1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста. Реализуя принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста, педагог осуществляет следующие действия: определяет общие для всех классов задачи, которые становятся основой объединения детей разного возраста, и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы; с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп; подбирает соответствующие общему содержанию способы учебной работы учащихся разного возраста; с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой – необходимые, для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательные для старших; отбирает групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала. В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемные и разнотемные. Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов и понятий. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся. В частности, такими занятиями могут быть: - решение задач; - лабораторные исследования; - повторение материала; - конференции; - экскурсии в природу и на производство; - занятия дополнительного чтения литературы по технологии; - итоговые занятия. 2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей. На уроках старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика. В связи с этим учитель намечает для себя план работы со старшими ребятами: - обеспечить подготовку старших школьников как организаторов учебного занятия; - консультировать руководителей групп; - показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия; - разъяснять организаторам занятия требования к выполнению тех или иных действий. 3. Принцип взаимообучения. Он основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя [1 c.8]. 1.2. Классификация занятий в разновозрастных группах Анализ работы сельских малочисленных школ позволяет осуществить классификацию занятий в разновозрастных группах (РВГ) по разным признакам. По регулярности проведения занятий в РВГ: 1. Все занятия проводятся в РВГ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух, трёх или четырёх классов; 2. Занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала. 3. Занятия организуются периодически, т.е. 2-3 раза в четверть (либо запланированные, либо вне плана из-за болезни учителя). 4. Занятия организуются редко, 2-3 раза в год как необычная форма учебного занятия, интересная ученикам и коллегам, как форма отчёта, подведения итога и т.п. Регулярность проведения занятий в РВГ зависит от количества учащихся в школе и классах, а так же от желания и стремления педагога организовать взаимодействие детей разного возраста, понимающего важность и воспитательную эффективность такого занятия. По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах: 1. Почти полное совпадение содержания учебного материала. Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определённом классе. В этом случае проводятся однотемные занятия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий. Возможен ещё один вариант организации однотемных занятий – межпредметная интеграция технологии с такими предметами, как история, музыка, МХК, изобразительное искусство, биологии. 2. Частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой. 3. Содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими. Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями могут быть практикум, опытная работа, экскурсии в музей или театр, занятия с элементами занимательности на основе краеведческого материала, связанные с юбилейными датами, заочные путешествия; итоговые занятия (общественные смотры занятий, защита проектов, контрольные работы). 4. Содержание разное, и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе. В этом случае возможна организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от затруднений и индивидуального продвижения каждого. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии: 1. Взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.). На занятиях по технологии это возможно при выполнении коллективного проекта. В котором принимают участие ученики всех классов, на экскурсии, на обобщающих уроках по общей тематике. 2. Взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач. 3. Взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов. 4. Учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение. По составу участников занятий в РВГ: 1. Занятия с постоянным составом учащихся, когда в течение всего года дети занимаются в одном составе. Примером постоянной группы может быть «класс-комплект», предметный кружок, объединяющий детей разных классов, желающих заниматься углублённо по какой-либо теме или проблеме. 2. Занятия во временных РВГ, когда разновозрастные группы формируются при проведении конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий по предмету, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более классов по определённой теме. 3. Занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к занятию могут привлекаться учащиеся других классов, например, в постоянную разновозрастную группу 5-6 классов при изучении отдельных тем включаются учащиеся из одного или двух классов. Одно и то же занятие в РВГ можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам. Тип занятия в РВГ в значительной мере зависит от условий школы, предмета, а также подготовленности педагога и в то же время влияет на определение целей и задач учебной деятельности, отбор содержания и форм проведения занятия. Возможны и другие классификации учебных занятий в РВГ: по количеству учащихся в группе, по количеству классов, которые объединены в РВГ, по половому составу, по месту проведения и т.д. Все эти признаки, на основе которых предлагается классификация занятий в РВГ, в той или иной мере влияют на организацию учебно-воспитательного процесса, и их необходимо учитывать педагогу при подготовке таких занятий [3 с.24]. 1.3. Структура занятий в разновозрастных группах Структура урока имеет ряд особенности, отличающих его от уроков в других типах школ. Особенности вытекают из того факта, что в одном классном помещении под руководством одного учителя занимаются одновременно ученики двух или трёх классов. Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединённом классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух-трёх классов определяет необходимость таких заданий, они входят составляющими практически в каждый этап урока. Следующая особенность состоит в зависимости объёма самостоятельной работы детей от объёма работы учителя с другим классом. Самостоятельная деятельность по существу носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. Эти особенности приводят к тому, что урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух чётко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников: Уу-СД-Уу-СД-Уу. Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жёсткой регламентации учебного времени, предъявляющей учителю требование точнейшего, по минутам, расчёта времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя. В свою очередь, жёсткий временной регламент обязывает учителя чрезвычайно тщательно подготавливать всё необходимое на уроке (наглядные пособия и учебные записи: заданий для самостоятельной работы, текстов для переработки, условия задачи, алгоритмических предписаний, указывающий на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносных досках, либо на листках бумаги – плакатиках) заранее, так как любое отвлечение от работы с классом, будь то запись на доске или простое прикрепление таблицы, неизбежно приводят к потере учебного времени. Потери времени в начале урока, как правило, имеют одну причину: не имея задания для самостоятельного выполнения, дети не могут включиться в урок. Нерациональное расходование учебного времени в середине и в конце урока вызывается нечёткой дозировкой объёма самостоятельной работы. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу. Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя. Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и закреплению его. На этапе подготовки к усвоению нового учебного материала учитель, работающий с одним классом, как правило, обращается к формам коллективной работы: сам проводит беседу, фиксируя внимание детей на необходимых фактах, явлениях, признаках, направляя ответы учащихся в нужное русло, дополняя, уточняя их. К выводу ученики подводятся в процессе коллективного наблюдения. В условиях занятий нескольких классов этап подготовки меняется: функция учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим занятием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа - введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, и связанное одной целью - подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий. Этап объяснения нового материала завершается обычно показом учителем приемов применения полученных знаний в практической деятельности. На этапе закрепления учитель еще раз разъясняет приемы всему классу и закрепляет их путем многократных устных рассуждений учащихся под контролем и при помощи учителя. В малокомплектной школе учитель не имеет такой возможности, поэтому после объяснений приемов использования новых знаний учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе. Функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определенной последовательности приемов работы. Этап закрепления в малокомплектной школе обязательно должен завершиться коллективной проверкой правильности результатов. В связи с этим поиски практиков и ученых идут в направлении приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы. Разработаны и применяются в сельских школах такие варианты организации занятий: а) проведение однотемных уроков; б) проведение однопредметных занятий всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя. Необходимо заметить, что организация работы двух (трех) классов на общем этапе урока требует неукоснительного соблюдения методического правила, известного по однотемным урокам: вопросы и задания учитель предлагает всем, а отвечать начинают младшие. Начиная беседу с младшими учениками и давая возможность старшеклассникам, которые имеют по данному вопросу определенные понятия и представления, приводить свои примеры, учитель может сделать процесс освоения темы более динамичным, живым и добиваться в результате основательных теоретических знаний, так как старшие классы при анализе изучаемых понятий должны будут привлечь примеры из своей практики. Пример в обучении, данный старшими учениками товарищам по классу естественно стимулирует развитие младших [4 с.118]. Примерная структура занятий в разновозрастной группе РУ – работа с учителем СР – самостоятельная работа СД – совместная деятельность ПР – практическая работа Р/т – рабочая тетрадь У – учебник № п\пЭтапы занятияДеятельность учителяДеятельность учащихсяУМК (стр.)
5 класс6 класс
1.ЦелеполаганиеЗнакомит с темой, целями, задачами занятияСлушают. В группах выбирают «руководителя». Вместе с учителем формулируют задачи урока ру,сд
2.Актуализация знаний. Опрос учащихся по изученному материалуПомощь в восстановлении изученной ранее информации. Опрос учащихся с использован. разнообразных методовОтвечают на вопросы, придумывают и задают вопросы другой группе или учащихся своей группы, работают по карточкам, отгадывают загадки, и т.п. РУ, СД, СРУ (стр.) Р/т (стр.)
3.Изложение нового учебного материалаИзложение нового учебного материала, организация деятельности детей по самостоятельному усвоению новой информацииСлушают, анализируют, самостоятельно изучают, выполняют упражнения и задания РУ, СД, СР, ПР: по классам или в РВГУ (стр.) Р/т (стр.)
4.Закрепление учебного материалаОрганизация деятельности учащихся по закреплению нового учебного материалаУчаствуют в беседе, отвечают на вопросы, выполняют тестовые задания РУ, СД, ПРУ (стр.) Р/т (стр.)
5.Вводный инструктажПроводит инструктаж к практической работе, ИТБ, выдает задание и инструкционные картыСлушают, наблюдают, запоминают, фиксируют указания учителя РУУ (стр.) Р/т (стр.)
6.Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктированиеНаблюдает за учащимися, консультирует, контролирует, оказывает помощьВыполняют практическое задание, соблюдают ПТБ СР,ПР,СДУ (стр.) Р/т (стр.)
7.Итоговая частьВыводы, обобщения, анализ ошибок, оценкаОсуществляют взаимооценку, самооценку, участвуют в подведении итогов РУ,СД

1.1. Современные педагогические технологии разновозрастного обучения школьников Технологизация педагогического процесса – это тенденция его развития, которая направлена на повышение эффективности образовательного процесса, гарантию достижения учащимися запланированных результатов обучения. Любая человеческая деятельность имеет как бы два уровня: первый – технологический («как это делается») и второй – трудовой («как это сделать» или как я это буду делать») Технология всегда разрабатывается, проектируется заранее. Планирование трудового процесса осуществляется на основе технологии. Технология объективна, она не зависит от личных свойств человека, его реализуемого. Технология – это определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При этом ведущая роль отводится средству обучения, которое без помощи учителя выполняет функцию обучения. Учитель не обучает, а выполняет функции стимулирования, организации и координации деятельности учащихся. Технология основана на закономерностях учебного процесса, как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству [8 с.112]. 1.4.1. Коллективные способы обучения Малочисленность учащихся в классах позволяет учителю в учебной работе эффективно осуществлять индивидуальный подход к школьникам. Индивидуальный подход – это создание психологических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребёнка. Опыт и научные исследования убеждают в том, что для РВГ эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребёнка. Традиционные формы организации процесса обучения (групповая, парная, индивидуальная) здесь сохраняются и используются в более совершенном виде. Одной из эффективных форм коллективной познавательной деятельности является групповая работа. Групповая работа может проходить в течение всего занятия, либо включаются отдельные фрагменты работы по группам. В группу (микроколлектив) входит от 4 до 8 человек. Состав её может меняться в зависимости от задач, содержания, характера учебной деятельности. Целесообразно сочетание различных способов формирования групп, что также будет способствовать развитию отношений между детьми, сплочённого коллектива. По составу учащихся различают галогенные группы, то есть объединяющие детей одного уровня подготовленности, обучаемости, и гетерогенные, в которые входят школьники разного уровня обучаемости и подготовленности. В любом случае при формировании группы целесообразно учитывать особенности контактов детей, их желания, предусматривать наличие в группе руководителя-лидера. Примерная структура одного из вариантов занятия по группам. 1. Вводная часть: а. постановка задачи, проблемы (создание проблемной ситуации); б. инструктаж о последовательности работы; в. Раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: а. знакомство с материалом, планирование работы в группе; б. индивидуальное выполнение задания; в. обсуждение результатов индивидуальной работы в группе; г. Обсуждение общего задания группы; д. подведение итогов группового задания и его оформление. 3. Заключительная часть: а. отчёт групп о выполненной работе, о решении поставленной перед коллективом задачи; б. анализ выполнения поставленной задачи группами и коллективом в целом; в. общий вывод о групповой работе и достижении цели, поставленной в начале занятия. Занятия по группам используются при изучении новой темы, несложной по содержанию, при систематизации, тематическом обобщении знаний, при обработке умений и навыков, закреплении материала. Возможные варианты использования фрагментов групповой работы на занятии: - подготовка вопросов друг другу; - обсуждение проблемных ситуаций и вопросов; - составление задач; - опрос, взаимоопрос внутри группы; - подбор фактов, примеров для доказательства теоретических положений; - интеллектуальные бои; - постановка вопросов после изложения нового материала; - подбор дополнительного материала к уроку и т.п. На разновозрастных занятиях может быть использована парная работа. Пары учащихся составляются по симпатиям, с учётом обучаемости и работоспособностями школьников. Состав пары зависит от задач, которые ставит педагог при проведении парной работы. Используется данная форма работы при взаимопроверке письменного и устного задания, пересказе друг другу нового материала, при оказании помощи и выполнении самостоятельной работы менее подготовленным учащимся, составлении задач, вопросов друг другу. В.К. Дьяченко и А.Г. Ривин предлагают коллективные способы обучения, при которых обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Они используют идею взаимного обучения, включая пассивный диалог – общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем. Таким образом, можно определить следующие особенности коллективных способов обучения (КСО). 1. Организационные: - упорядоченность отсутствует; - говорят все одновременно; - все общаются; - рабочий шум; - смена рабочего места. 2. Дидактические: - обучают учитель, старшеклассники и одноклассники; - одновременно изучается разный материал и разными темпами; - полная самостоятельность; - основа обучения – сотрудничество. 3. Развивающие: - ученик является как субъектом, так и объектом; - развитие в соответствии с индивидуальными особенностями; - учатся выступать, рассуждают, доказывают; - развитие педагогических способностей. 4. Воспитательные: - каждый работает на себя и на других; - отношения коллективистские [2 с.27]. 1.4.2. Обучение в сотрудничестве Идеи обучения в сотрудничестве развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, и, следовательно – педагогична. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Опыт использования обучения в малых группах показывает, что ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это – уже успехи нравственного воспитания [7 с.123]. Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве, в одном из них особое внимание уделяется «групповым целям» и успехам всей группы. Результат работы, может быть, достигнут только при самостоятельной деятельности каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы над темой, вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Вкратце обучение сводится к трём основным принципам: а/ « награды» группа получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все группы имеют разную «планку» и разное время на её достижение; б/ индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно вне группы; в/ равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путём улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это даёт равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Поощрение всей команды и персональная ответственность каждого члена команды – существенные составляющие успешного формирования необходимых умений и навыков каждым учеником группы. Недостаточно дать ребятам указание работать вместе, необходимо, чтобы у них была действительно серьёзная заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого ученика, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если продвинутый и слабый ученик затрачивает максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия в группе будут оценены одинаково: ведь и один и другой сделал что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем в традиционных классах. Как полагает известный российский психологом и филолог А. А. Леонтьев педагогическое общение в подлинном понимании – это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность – взаимодействие - общение – контакт. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них [10]. Главная идея обучения в малых группах (сотрудничестве) – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Учитель технологии на уроке не в состоянии оказать помощь при выполнении определённого практического задания каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. В сотрудничестве рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. В процессе обучения ошибаются все, только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, интереснее, но и значительно эффективнее. Прежде чем запланировать первый урок по методу обучения в малой группе, учитель должен выбрать наиболее подходящие для опыта классы, т. е. учащихся, наиболее расположенных к такому сотрудничеству, которые не будут сходу сопротивляться попыткам объединить их в совместной работе, основанной в общей мере на взаимопомощи и равных усилиях каждого. Прежде всего, определить учебно-воспитательную задачу и цель урока и ограничиться теми умениями, которыми ученики уже владеют. Помимо цели также планируются знания, умения и навыки, компетенции, которыми должны овладеть школьники на данном уроке, причём не только академические, но и интеллектуальные, общеучебные. Обозначив учебные задачи урока, учитель определяет, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. В каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики. Учащиеся сами определяют, кто какую роль способен выполнять. Например: ведущий (отвечает за выполнение задания), редактор (проверяет правильность выполнения), оформитель (отвечает за чистоту и эстетику оформления задания). Также предусматриваются и такие роли как организатор активной деятельности каждого ученика (следит за активностью своих партнёров в группе); отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы; лидер (берёт также на себя ответственность подготовить всех своих партнёров к докладу или отчёту по выполненному заданию). Заранее выбирается, кто из группы будет докладчиком (это необязательно должен быть сильный ученик, остальные должны быть готовы в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение ответов докладчика, дополнить его выступление). Учащиеся из других групп могут задавать отвечающему ученику любые вопросы по изучаемому материалу. Это очень важно, так как стимулирует группу к более серьёзному отношению к совместной деятельности. Каждое дополнение членов данной группы или другой группы поощряется учителем и приносит команде дополнительные очки. В течение года каждый из ребят имеет возможность поработать в различных группах со всеми остальными учащимися. Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, учитель выражает доверие ребятам, на их ответственность за каждого из партнёров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл, так как оценка ставится одна на всю группу. Задача учителя в данном случае не уличить ученика в незнании и неумении, а НАУЧИТЬ. Если группа не справилась с заданием, значит одно из двух: либо задание слишком сложное даже для сильного ученика, либо недостаточно практики для формирования устойчивого навыка. В любом случае решение проблемы - в профессиональной деятельности педагога, а не в наказании ученика. На протяжении всей работы учитель следит за активностью учащихся и помогает любой группе, если потребуется. При этом он старается быть всегда доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждение, не повышая голоса. Использование этой формы организации деятельности показывает, что учебный материал усваивается учащимися с интересом и лёгкостью. Процент качества обучения в этих классах составляет 97% - 99%. Девиз обучения в сотрудничестве: « Помогая другим, учимся сами» - путь к успеху для современного выпускника школы. Выпускник должен: ·уметь сам видеть проблемы в окружающей действительности и научиться находить способы их решения; ·уметь самостоятельно учиться, поскольку ему придётся постоянно повышать свою квалификацию по избранной специальности, а возможно, быть готовым сменить профессию; ·уметь сам разобраться в ситуации, проблемах, иметь собственную точку зрения, которая, быть может, не всегда будет совпадать с точкой зрения учителя или автора учебника; ·понимать, зачем ему нужны знания, которые он получил в школе, где и как сможет применить их в жизни; ·уметь общаться с людьми - если нужно подчиниться руководителю, стать лидером, быть коммуникабельным со сверстниками и коллегами, убеждать других и уважать чужое мнение; ·научиться культуре общения. Общий методический подход организации деятельности учащихся в малых группах на уроках технологии предполагает, что в каждом конкретном случае (на этапах урока, в зависимости от содержания заданий или намеченных учителем целей, особенностей численного и возрастного состава класса, индивидуальных особенностей учащихся) выбор приоритетной разновидности формы урока определяет учитель [4 с.92]. 1.4.3. Проектная деятельность в разновозрастных группах Для комплексного решения задач технологического обуче­ния используются различные методы, в том числе метод проектов. Этот метод обучения подразумевает выполнение школь­ником под руководством учителя творческого проекта. Деятельность учащихся по выполнению творческого проекта от идеи до полного воплощения ее в изделие или услугу определяется как проектная деятельность. Результатом проектной деятельности является не только изделие или услуга, но главное - интенсивное развитие ин­теллектуальных и физических качеств учащихся, их духовного мира. Проектная деятельность в школьном возрасте об­ладает рядом качественных особенностей. Она предоставляет уча­щимся возможность совершенствования знаний не только по техно­логии, но и по другим учебным предметам, соответствует ориенти­рам развития личности на данном возрастном этапе, способствуя формированию трудолюбия и осознанию труда как ценности, акти­визирует развитие основных личностных новообразований у уча­щихся. Особенность содержания проектной дея­тельности школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Они объединяют знакомые, легко повто­ряющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоя­щие во времени и важные для ребенка. Включение школьников в проектную деятельность меняет их отношение к трудовой деятельности, формирует ценност­ное отношение к ней. Построение образа труда начинается с пред­ставления о субъекте труда. Основными задачами проектного образования школьников являются: -по содержанию: формирование наглядно-образного пред­ставления о технологическом мире и развитие манипулятивных на­выков с помощью ручных технологий (художественная обработка бумаги, картона, ткани, пряжи, шнуров, мягкого листового металла и проволоки, пластичных материалов, выращивание комнатных и ого­родных растений); -по влиянию на формирование личности: развитие рефлек­сии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникатив­ных навыков, обобщенных способов учебной деятельности. Выполняемые школьниками под руководством учителя про­екты можно условно разделить по некоторым признакам на соответ­ствующие виды. Классификация проектов (Л.В. Байбородова, Е.Е. Цамуталина) ПризнакиВиды проектов
1. Уровень творчества - исполнительский (репродуктивный) - конструктивный - творческий
2. Содержание - монопредметные - межпредметные
3. Назначение - учебные - личные (семейные) - общественные
4. База выполнения - школьные - внешкольные (УДО, семья) - комплексные
5. Количественный состав исполнителей - индивидуальные - групповые - коллективные
6. Возрастной состав исполнителей - одновозрастной -разновозрастный
7. Продолжительность выполнения - мини-проекты (несколько занятий) - четвертные
Осуществление проектного обучения требует соответст­вующего планирования и организации учебного процесса, его ди­дактического, методического и материально-технического обеспече­ния. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика предлагаемых проектных зада­ний должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно, больший круг разделов программы по технологии и учесть интересы учащихся. Система проектов строится по принципу усложнения и достижения осознания учащимися собственных способностей в проектно-технологической деятельности. Для школьников эта работа достаточно ответственна и сложна, поэтому важна и необхо­дима помощь учителя и родителей. Эта помощь должна иметь на­правляющий, корректирующий характер. Учитель должен учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее сущест­венными являются подготовленность учащихся к данному виду деятельности; интерес школьников к проблеме; практическая направ­ленность и значимость проекта; творческая постановка задачи; прак­тическая осуществимость проекта. Для осуществления проектной деятельности необходимы следующие условия: возможность использования полученных зна­ний, умений и навыков; соответствие учебной задачи индивидуаль­ным возможностям учащихся; наличие соответствующих матери­ально-технических средств; соответствие учебной деятельности эко­логическим и экономическим требованиям; обеспечение безопасных условий труда; использование образовательных ресурсов школы и социума. Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы про­ектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий. Школьники испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «банк проек­тов», состоящий из реально выполнимых заданий. Они группируют­ся по сферам интересов и подготовленности учащихся, сопровожда­ются приложением примерных проектов с соответствующим обес­печением и оформлением. Учитель разъясняет детям значимость и возможности того или иного проекта. Методика проектного обучения не зависит от объекта дея­тельности. Каждый проект состоит из определенных элементов и этапов реализации. Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта. Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для выдвижения вариантов ре­шения задачи (желательно нескольких). Выдвинутые идеи проходят анализ, осуществляется отбор наиболее перспективных средств теоретического и эксперимен­тального исследования. После определения ведущей идеи решения проблемы осуще­ствляется ее конструкторская и технологическая проработка с со­ставлением соответствующей документации. Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операций, анализа и кон­троля текущих результатов возможны корректировка и модификация проектных разработок. По завершении изготовления производится испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам выдвигаются перспективные предложения по измене­нию конструкции и технологии проекта, определяются возможности по совершенствованию объекта. Следует отметить определяющее значение исследователь­ских действий для достижения конечных результатов работы. Про­ектное обучение всегда сохраняет свое главное достоинство - посто­янный анализ идей, результатов и путей решения проблем, поиск новых задач и методов деятельности. Проектный метод обучения технологии реализует принципы личностно-ориентированной педа­гогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процес­са. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель исполняет роль организатора и координатора учебного процесса, консультанта деятельности учащихся. Формы занятий изменяются с фронтальных лекционно-опросных на инди­видуальные или коллективные исследовательские и дискуссионные. Проектное обучение в разновозрастных группах может стро­иться на основе как индивидуальной, так и совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначе­нию, трудоемкости и обеспечению. Большую роль в технологиче­ской подготовке школьников, кроме учебной работы в школе, играет творческая проектная деятельность учащихся в условиях дополни­тельного образования, действующего производства, социума и се­мьи, организуемая и направляемая в русле учебного процесса. Занятия по проектированию должны проходить в непринуж­денной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Учитель помогает ребенку добывать знания. За специальной инфор­мацией учащиеся могут обращаться к учителям, родителям, друзьям, специалистам. Проектный метод обучения на современном этапе выступает составным звеном в организации самостоятельной творческой работы учащихся. Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал учителя, повысить мотивацию школьников к обучению [3 с.33]. 1.2. Урок технологии как основная форма обучения Применение знаний дидактики, методики обучения и внедрение современных образовательных технологий на уроке это, без сомнения, шаг вперед. Но нельзя забывать о том, что учитель должен обеспечивать развитие и саморазвитие личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей; предоставлять каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. На уроке учитель не просто ласков и внимателен к детям, и вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено», а становится личностно – значимым. Чтобы поддержать ребенка, считал В.А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства, развивать в себе способности к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит, мудро относиться к поступкам детей, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать ребенка, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное – не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять её развитие, зная, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания, саморазвития, самоосуществления. В непонимании учителем личности ребенка, в недоверии к нему очень часто коренится и постоянное стремление контролировать учащихся, и навязчивое желание учителя идентифицироваться с авторитарными ролями, что приводит к чрезмерной строгости и властности в преподавании и воспитании, к желанию учителя любой ценой утвердить свою доминирующую позицию в глазах ученика [12]. Урок является основной формой организации работы в школе. Однако уроки трудового обучения имеют свою специфику: практика сдвоенных уроков, специальная подготовка создания безопасных условий для работы учащихся, само построение урока требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, так как значительную долю учащиеся работают самостоятельно. В ходе урока технологии решаются все основные дидактические задачи, но доминирует одна – например, ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Другие задачи носят вспомогательный характер – скажем, проверка знаний выступает в качестве подготовки к восприятию новой темы. В силу сказанного, комбинированный, или смешанный, урок имеет наибольшее распространение. Его структура обычно такова: · Организация обучающихся; · Проверка выполнения домашнего задания; · Повторение ранее пройденного учебного материала; · Изложение нового материала; · Объяснение домашнего задания. Это всего лишь пунктирная канва, которая у комбинированного урока по технологии имеет свою специфику. Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, их технической, санитарной готовности к предстоящему занятию (наличие рабочей одежды, головных уборов и т.п.) и их психологической готовности к уроку. На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам, раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных (если обычный график почему-то нарушается). Если преподаватель сочтёт нужным, он сообщает ученикам особенности хода настоящего занятия или концентрирует их внимание на задачах, которые необходимо решить. При сдвоенном уроке этот этап обычно занимает 2 – 5 мин. Второй этап может быть, если было домашнее задание, а может отсутствовать. Тогда эту часть занятия можно отвести под контроль за работой над проектами. Третий этап урока – проверка усвоения пройденного материала, закрепление полученных знаний и подготовка учащихся к восприятию нового. Повторение включает в себя, как правило, устный опрос, по окончании которого преподаватель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки и сообщает оценки. Но здесь есть одна особенность, которую должен учитывать молодой преподаватель. При повторении важно охватить как можно большее число учащихся. А устный опрос предлагает диалог чаще всего с одним, реже – двумя-тремя учениками. Даже при активизации класса такой традиционный опрос не эффективен. Вот почему опытные педагоги совмещают устный опрос конкретных учеников, знание которых учитель хочет проверить, с работой всего остального класса по карточкам-заданиям без машинного или машинного программированного контроля. В этом случае обеспечивается и высокая активность класса, и достаточная накопляемость оценок, и возможность глубинной избирательной проверки знаний учеников. Целесообразно начать объяснение нового материала с изложения теоретических сведений. При этом следует широко практиковать беседы, дискуссии, в ходе которых необходимо обращение к пройденному материалу с целью его систематизации, формирования у школьников ясной взаимосвязи прошлых знаний и новых. Если при этом перед учащимися ставить посильные проблемные задачи, решение которых возможно с использованием аналогий из прошлого опыта, предыдущего материала, то можно с уверенностью утверждать: такой путь ведёт к интенсификации дидактической работы. В любом случае, разделены или объединены по замыслу учителя этапы повторения и изложения нового материала, они предшествуют важному элементу комбинированного урока, называемому водным инструктажём. Он открывает практическую часть урока и является рассказом о технологии изготовления конкретного изделия – объекта труда школьников на данном занятии. Вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления. Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приёмов, предупреждение о возможных ошибках. Обязательный элемент содержание вводного инструктажа – техника безопасности предстоящих работ. Если учитель не запланировал на этом этапе урока закрепление материала, - его право. Дело в том, что закрепление происходит не только в ходе опроса – как понят школьниками изложенный материал, - но и в процессе их самостоятельной работы, упражнений. Это связано с текущим инструктированием (целевыми обходами учителя), когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала. Завершает комбинированный урок заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения уроков технологии, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы учителя и учеников [4 с.113]. Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков: — комбинированные (смешанные); — изучения новых знаний; — формирования новых умений; — обобщения и систематизации изученного; — контроля и коррекции знаний, умений; — практического применения знаний, умений (Г.И. Кругликов, Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.). На комбинированном уроке учитель может достичь нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75-80% общего числа всех проводимых уроков. Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность сокращается до 30 мин. с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленная в древности, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания, они утомляют детей. Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем материала, изучаемого на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации знаний, умений, контроля и коррекции знаний, умений, применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все эти типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок, подведения итогов и задания на дом [9 с.206]. 1.3. Повышение эффективности изучения агротехнологии в малочисленных сельских школах средствами урока технологии В широком смысле эффективность педагогического процесса определяется степенью достижения поставленных перед ней целей. Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и её поддержание в течение всего периода занятий по технологии. Это далеко непростая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения. Для активизации деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти, последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определённых проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учёбе. Среди многих форм активизации учащихся остановимся на нескольких, апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на уроках технологии. Это – проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры [4 c.104]. Качество подготовки учащихся по агротехнологии во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, учитель в ходе подготовки урока старается делать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Пытаясь разобраться в этом, определяются пути и средства повышения эффективности урока.
Категория: Мои файлы | Добавил: schooldun
Просмотров: 7332 | Загрузок: 581 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Создать бесплатный сайт с uCoz